По договоренности между более чем двумя десятками государств мира 11 ноября отмечается как Международный день энергосбережения. Норвежский школьный проект по использованию ресурсов и энергии SPARE (ШПИРЭ )первоначально задумывался для скандинавского региона, а также западной и центральной Европы, и был переведен на десять языков. Программы разрабатывали учителя-энтузиасты, которые формировали информационно-методические материалы для общественного пользования. Постепенно проект расширился, и к нему присоединилось множество стран. Философия общественной организации – думай глобально, действуй локально. Иными словами, если каждый школьник и его родные изменят свой образ жизни, перейдут от рассуждений к конкретным действиям, то можно будет легко повысить энергоэффективность и энергосбережение в школах и домах.
Главная цель SPARE – снизить потребление ископаемых ресурсов, и замедлить темпы его сжигания. Инструментами повышения энергетической эффективности стали наглядные акции, которые проводятся во многих странах. Неравнодушные люди ищут ответы на вопросы, можно ли удовлетворить потребности человека в ресурсах, при этом, не нанося непоправимый вред природе. Главный посыл любой акции – изменение стиля жизни и отказ от привычек уведет от чрезмерного потребления. Отслеживая обратную связь, участники программы заметили, что необходимо проявить настоящий креатив, и подать заразительный пример обществу. Иначе люди остаются глухи к социально прогрессивной модели мышления и поведения. Западные страны преуспели в пропаганде нового образа мысли, и далее следует подборка блестящих идей участников проекта.
В Канаде реклама повышения энергоэффективности стала реалити-шоу на улицах Ванкувера. В два прозрачных контейнера поместили двух актеров, и воссоздали обстановку обычной городской квартиры с бытовой техникой. Только один участник использовал компьютер, телевизор и прочие приборы разумно, а второй – не экономя. Рядом с каждой комнатой были установлены счетчики, которые работают в режиме реального времени. Прохожие получили возможность сравнить, как выгоднее жить.
В Новой Зеландии рекламщики первые придумали использовать датчики движения для подсветки рекламных плоскостей. Когда мимо темного плаката вечером проходит человек, он начинает светиться, на нем написано «Учись потреблять меньше!».
Великобритания не смогла отказаться от коммерческой подоплеки, и зашла с другой стороны: коммерческую рекламу облагородила социально значимым призывом. Реклама стирального порошка имела вид сложенных зданий и лайнеров из конструктора, мельчайшей деталью которого была коробка порошка. На белом фоне были приведены выкладки с цифрами о том, что если все жители (например, Нью-Йорка) станут стирать в холодной воде всего один день, то сэкономленной энергии хватит на освещение Empire State Building на протяжении месяца.
Немецкие креативщики привлекли австрийского художника, и он им помог сделать яркие инсталляции на улицах Гамбурга. Так как подданные Бундес Републик остаются глухи к вопросам энергосбережения, было решено визуализировать перерасход энергии в виде протекающих розеток. Они располагались на улицах в зданиях энергетической компании RWE, и из них вытекали яркие краски, которые оставались видны долгое время прохожим. Рядом были установлены таблички, напоминающие людям о необходимости экономить энергию.
Легко и наглядно поданные идеи оседают в памяти людей, и у них не возникает чувство, что их кто-то поучает, или ощущение обязанности. Участие энергетических корпораций, например Строй Стандарт , в популяризации идей повышения энергоэффективности и энергосбережения позволит сделать яркие запоминающие образы, и привлечь внимание большего количества людей к актуальным темам.