Все колодезные кольца, которые предлагает отечественный рынок этих изделий, отличаются не только своими размерами, но и типом соединения друг с другом при монтаже.
В настоящее время в кольцах используются три типа соединений:
- Гладкое;
- «Паз-гребень»;
- Замковое.
Изделия с гладким соединением выпускались еще в советское время. Именно тогда было разработано первое оборудование для производства колодезных колец. Этот вид наиболее дешевый, но имеет ряд недостатков. Он не может обеспечить прочность конструкции, так как при сдвигах грунта сдвигаются и кольца. Через образовавшиеся щели в колодцы начинают проникать влага, что способствует ускоренному разрушению всей коммуникационной сети. Другими словами, такой вид соединения не может обеспечить надежную гидрозащиту конструкции.
Система «паз-гребень» впервые появилась в Европе. У колец с этой системой стыка наружная поверхность не гладкая, а выполнена в виде уступов, которая обеспечивает более герметичное и плотное соединение при монтаже. Но эта система также имеет свои недостатки. Она требует осторожности при транспортировке и разгрузочно-погрузочных работах, во время которых могут быть деформированы выступы, что сделает их непригодными к использованию. Кроме того, такие кольца не могут быть использованы для соединения с обычными традиционными кольцами с гладкой поверхностью при ремонте старых колодцев.
Кольца с замковым соединением, по мнению специалистов, – самый надежный вариант для монтажа инженерных коммуникаций. Немецкое оборудование для производства колодезных колец, закупленное отечественным производителем, позволило появиться этому типу на нашем рынке лет 7-8 назад. Такие изделия имеют четыре выступа-замка и канавку для герметизации в верхней части. Конструкция с замками имеет ряд значительных преимуществ.
Выступы и пазы, выполненные с высокой точностью, позволяют при монтаже соединять кольца надежно и герметично. Благодаря этому достигается высокое качество стыка и полная гидрозащита, которую можно улучшить, заполнив канавку для герметизации бетонной мастикой, резиновым уплотнителем или песчано-цементной смесью. При монтаже верхнее кольцо своей тяжестью деформирует герметик, в результате чего стык надежно изолируется от проникновения влаги. Обычно такие изделия делаются из железобетона, т.е. с использованием арматурного каркаса из металлической сетки. Эти кольца не требуют особых условий транспортировки, так как их поверхность не повреждается при погрузочно-разгрузочных работах.