Винтовой компрессор — роторный компрессор, в котором рабочая камера образуется корпусом и винтообразным ротором, имеющими различные профили зубьев (название по ГОСТ 28567-90).
Основные узлы винтового компрессора — винтовые роторы, изготовленные из мягкой стали. Особенно распространены компрессоры с двумя роторами, однако их количество может варьироваться от одного до трёх. Шнеки совершаютвтсречное вращательное движение. Размещаются в литом корпусе из стали.
Конструкция шнека — это вытянутая шестерня с косыми зубами, расположенными по спирали. Соединяясь, зубья образуют полость, в которой сжимается воздух. Наиболее распространены конструкции винтовых компрессоров с двумя роторами, один из ни ведущий, второй ведомый. Профили имеют разную геометрию, а ведущий ротор подсоединяется к мотору.
Если посмотреть на роторы с торца, то они образуют цифру восемь. Оба канала имеют соединение с камерами всасывания и нагнетания по средсву специальных отверстий, называемых окнами. Окна всасывания и нагнетания отличаются по форме и положению. Нагнетательное окно обычно сбоку конструкции, а всасывающее является проекцией кольцевого сектора.
Рабочий процесс винтового компрессора состоит из четырех фаз: всасывания, переноса, сжатия и нагнетания. При вращении винтов на стороне выхода зубьев из зацепления между ними освобождаются впадины. Эти полости благодаря создаваемому в них разряжению заполняются газом из камеры всасывания (аналогично всасыванию в поршневом компрессоре). С поворотом роторов заполняемое пространство увеличивается до тех пор, пока с другой торцевой стороны (где расположена камера нагнетания) зубья не выйдут из зацепления полностью. На этом этап всасывания (1-я фаза) заканчивается. При дальнейшем повороте роторов полость между зубьями перейдет через кромку окна всасывания, ее соединение с этим окном прекращается, газ оказывается в изолированной полости и без изменения этого замкнутого объема переместится на некоторый угол — так осуществляется перенос газа. Сжатие начинается с момента вращения, когда во впадину ведомого ротора начинает внедряться сопряженный выступ ведущего ротора. С дальнейшим поворотом роторов линия зацепления зубьев перемещается к торцевой стороне нагнетательного окна. Уменьшение объема парной полости приведет к повышению давления, которое будет продолжаться до тех пор, пока полость сжатия не соединится с окном нагнетания. В этот момент процесс внутреннего сжатия (2- и 3-я фазы) заканчивается. При сообщении полости сжатия с нагнетательным окном дальнейший поворот роторов приводит к выталкиванию газа в нагнетательный патрубок (4-я фаза).